Интернет стал неотъемлемой частью жизни общества, но вместе с полезной информацией таит в себе немало угроз. В частности, это пространство нередко используется для насаждения деструктивной и экстремистской идеологии в молодежной среде.
Как оградить своих чад от вредоносных атак, «Региону 64» рассказал психолог, председатель Общественного совета при министерстве образования Сергей Саратовский.
— По итогам судебных разбирательств, касающихся преступлений, совершенных подростками, мы нередко узнаем о случаях вербовки молодых людей в экстремистские и террористические организации через социальные сети. Можно ли оградить своего ребенка от этой угрозы?
— Действительно, пропаганда в интернете, в том числе экстремизма и терроризма, сегодня выходит на первый план. При этом зачастую агитация ведется с использованием новейших психотехнологий, что в свою очередь способствует проникновению и укоренению разрушительных механизмов в сознании. Наиболее уязвимым звеном являются молодые люди в возрасте от 16 до 22 лет, поскольку именно в этот период завершается процесс формирования самостоятельной личности. Немалая роль в ограждении их от влияния вредоносных идей принадлежит родительскому сообществу. Родители должны чувствовать ребенка и понимать, как и от чего его необходимо оберегать.
— Как не выпустить сферу интересов уже самостоятельного ребенка из зоны своего внимания?
— Разговаривайте с ребенком в доверительном ключе! Это позволит выявить круг его общения, понять волнующие его темы, узнать, где и как он проводит время. Смотрите передачи, читайте книги и сайты, которые ему интересны. Помните, что адепты террористической и экстремистской философии хорошо разбираются в подростковой психологии. Отсюда следует, что родители должны при каждом удобном случае обсуждать с ребенком темы, волнующие общество — политика, социально-экономическая обстановка в мире, межэтнические отношения. Это поможет сформировать у него объективное представление о происходящем вокруг.
— А как быть, если родителю трудно войти в информационное пространство ребенка, поскольку тот вышел из круга реальных увлечений и стал заложником интернета? Самому идти тем же путем?
— Занимайтесь организацией досуга ребенка! Занятия в спортивных секциях, школьных кружках, творческих студиях, военно-патриотических клубах или участие в общественных организациях являются залогом самореализации и самовыражения ребенка, расширения его общего кругозора.
— Если подросток попал под влияние экстремистских настроений, что делать?
— Ни в коем случае не осуждайте категорически увлечение подростка и идеологию его группы, этим вы противопоставите себя его интересам и вызовете недоверие к вашей позиции. Постарайтесь аккуратно выяснить, зачем ему это нужно, и правильно расставить приоритеты. Возможно, это займет несколько дней или недель. Помните, что общение с подростком не должно быть чрезмерно твердым и навязчивым, такая тактика непременно обернется протестом и не достигнет поставленной цели.
— Как в процессе подобных бесед склонить ребенка на свою позицию?
— Выражайте свою позицию аккуратно. Ее основой должен стать тезис: человек сможет гораздо больше сделать для изменения мира, если будет хорошо учиться, станет уважаемым человеком и профессионалом, за которым пойдут, к которому прислушаются. Важны примеры из личной жизни родственников или известных людей, которые являют собой авторитет для подростка. Важно, чтобы речь также шла и о представителях разных рас, национальностей и вероисповедания, которые добивались положительных для себя и общества целей законными способами. Найдите возможность ограничить общение ребенка со знакомыми, оказывающими на него явно негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.
— Можно ли четко диагностировать, что подросток подвергся вербовке?
— Можно, но опять-таки главным условием остается чуткость родителя и вовлеченность в процесс воспитания. Правильное поведение родителей позволяет значительно снизить риск попадания ребенка под влияние пропаганды.
Советы родителям
Насторожитесь, если ребенок:
— стал агрессивным, делит мир на однозначно хороших или плохих людей, нередко проявляя расовую, религиозную и прочую нетерпимость;
— демонстрирует низкую самооценку и обостренную потребность в принадлежности к той или иной группе, участие в которой, напротив, заставляет его чувствовать явное превосходство над окружающими;
— постоянно затрагивает социально-политические и религиозные темы, высказывая крайние суждения;
— изменил риторику и поведение во время дискуссий, стал категоричным;
— проявляет признаки социальной отчужденности, потери жизненной перспективы, проецирует причины своих неудач на конкретных людей или общество в целом;
— использует специфическую, нецензурную, обсценную, жаргонную лексику;
— резко изменил стиль одежды;
— заметно изменил круг общения, и появились люди, с которыми не желает знакомить близких;
— хранит в гаджетах ссылки или файлы с текстами, роликами или изображениями экстремистского содержания;
— активно использует интернет-псевдонимы, подписки, пароли, которые носят националистический или иной агрессивный подтекст;
— стремится к излишнему уединению, становится замкнутым по отношению к близким, внезапно ограничивает паролем компьютер, проводит за ним много времени по вопросам, не относящимся к учебе и полезному саморазвитию.