Что делать с непослушанием детей?
Вопрос о наказании детей стоит перед всеми родителями с момента первого непослушания ребенка. Как правило, первые мысли, каким образом наказать ребенка и дать ему понять как себя правильно вести, возникают у родителей детей от 1 года до 3-х лет. Это возрастные кризисы детей. В это время дети становятся наиболее капризные, проявляют настойчивость, навязчивую принципиальность. Ещё один возрастной период, вызывающий у родителей множество сомнений и разногласий, — это подростковый возраст. «Трудный» — как его многие называют. Давайте вместе разберемся, что же делать нам родителям в таких ситуациях? Как выбрать правильную позицию по отношению к ребенку, чтобы эффективно с ним общаться?
Начнем с того, что родители – это взрослые люди. Я уверена, что нам взрослым ещё труднее признавать свои ошибки. Неудобно, стыдно, теряется имидж и авторитет. Но лучше признать свою ошибку в неправильном поведении, импульсивном состоянии, незнании, что делать в той или иной ситуации, чем обманывать своего ребенка, а ещё хуже самого себя.
Даже самый любящий своего ребенка родитель сталкивается хотя бы раз с ситуацией безысходности, с моментом своей педагогической некомпетентности в воспитании.
Мне хочется предложить вам, уважаемые читатели, уважаемые родители, 20 подсказок от психолога Юлии Гиппенрейтер. Юлия Борисовна Гиппенрейтер – известный психолог, автор множества книг по воспитанию детей: «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», «Поведение ребенка в руках родителей» и др. Она просто и понятно объясняет родителям некоторые не совсем простые темы в детской психологии. Предлагаю вашему вниманию 20 высказываний Юлии Борисовны, которые вполне можно считать советами по воспитанию детей.
- Непослушание – единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
- «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
- Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
- …чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
- Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят».
- …дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их.
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»… Другое дело, если он натолкнулся на серьезную трудность, которую не может преодолеть. Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред.
- Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому; по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
- Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
- Подростковая мода подобна ветрянке – многие ребята её подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.
- Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
- Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!
- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
- Нежелательное поведение ребенка есть нормальная реакция на ненормальные условия жизни.
- Строгая мама эмоционально отгорожена от ребенка, по крайней мере, он так чувствует.
- Дайте ребенку быть самим собой. Не подталкивайте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его превозносить. Не заставляйте его делать что бы то ни было!
- Разве не менее известно, что наблюдение за ходом собственной деятельности мешает этой деятельности, а то и вовсе её разрушает? Следя за почерком, мы можем потерять мысль; стараясь читать с выражением – перестать понимать текст.
- Самопознание и самовоспитание – это первый долг родителей и учителей, если они претендуют на воспитание ребенка. Без этой личностной работы они, вместо того, чтобы вводить ребенка в культуру, нагружают его собственными проблемами.
- Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Уважаемые родители! Давайте попробуем в качестве эксперимента следовать этим советам, например, в течение одной недели. Для этого необходимо повесить распечатанные высказывания на видном месте, чтобы просматривать их каждый день. Положительная динамика в отношениях с ребенком или изменение собственного отношения к ситуации – это результат, к которому нужно стремиться. Над взаимоотношениями необходимо работать, а не просто ждать, что всё само по себе наладится.
Психолог в социальной сфере Лысова Т.В.